Результаты опроса предприятий
Для расчёта Индекса деловой активности был проведён опрос среди 1 093 предпринимателей малого, среднего и крупного бизнеса из всех регионов Казахстана и всех отраслей экономики. Помимо расчета индекса, в отчете представлены выводы о ключевых барьерах и настроениях в предпринимательской среде, а также рекомендации по улучшению условий ведения бизнеса.
Ключевые моменты:
• Индекс деловой активности в Казахстане составил 59,1. Для крупного бизнеса — 68,8, для малого и среднего — 58,0.
• Общая оценка показателей — умеренно позитивная.
• Позитивная динамика наблюдается на фоне ежегодного роста значимости МСБ в экономике страны.
• Крупный бизнес демонстрирует более высокие показатели по выручке и заказам, тогда как МСБ выше оценивает общую деловую активность.
• Более высокие оценки зафиксированы в сфере коммунальных услуг и обрабатывающей промышленности; умеренные — в сельском хозяйстве, секторе гостеприимства и общественного питания; более сдержанные — в горнодобывающей промышленности, торговле и транспорте.
• Наиболее высокие оценки зафиксированы в Туркестанской (77,3) и Атырауской (74,2) областях; самые сдержанные — в Восточно-Казахстанской (49,5) и Западно-Казахстанской (50,4) областях.
• Оценка уровня занятости в крупном бизнесе составила 55,9, в МСБ — 56,8.
• Общая оценка занятости — позитивная, особенно в секторе МСБ.
• Крупный бизнес в наибольшей степени обеспокоен макроэкономической нестабильностью и фискальной нагрузкой. Для МСБ наиболее критичными остаются ценовые и налоговые риски.
• Крупный бизнес чаще поднимает вопросы макроэкономической ситуации и тарифной политики, тогда как МСБ больше заинтересован в мерах господдержки, упрощении административных процедур и доступе к ресурсам.
Введение
Настоящий отчет был подготовлен по результатам апрельского опроса 1 093 предпринимателей из всех отраслей экономики и регионов Казахстана (см. Таблицу 1 в Приложении 2).
Целью исследования является оперативная оценка текущей ситуации в бизнес-среде Казахстана с помощью Индекса деловой активности (ИДА), основанного на ежемесячных опросах предприятий малого и среднего бизнеса. Индекс позволяет отследить изменения в ключевых бизнес-показателях, ожидания компаний, выявить актуальные барьеры и проблемы, а также сформировать предложения по улучшению условий ведения бизнеса.
Отчет включает в себя обзор сектора МСБ в Казахстане, расчет ИДА, в том числе — по отраслям и регионам, расчет индекса занятости, а также выводы и рекомендации на основе исследований.
Для построения ИДА были использованы данные анкетного опроса, проведённого среди 1 093 респондентов из различных отраслей и регионов Казахстана. В выборку вошли представители малого, среднего и крупного бизнеса.
Каждая анкета содержала оценки изменений по четырём ключевым бизнес-показателям:
• Выручка
• Количество клиентов / заказов
• Общая деловая активность
• Численность работников
Общий обзор
Наибольший вклад в структуру валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстана за 2024 год обеспечили следующие отрасли: оптовая и розничная торговля (19,3%), горнодобывающая промышленность (12,1%) и обрабатывающая промышленность (11,9%). Значительную долю также составляют операции с недвижимостью (8,3%) и чистые налоги на продукты и импорт (6,2%). Данная структура указывает на высокую зависимость экономики страны от торговли, сырьевого сектора и потребительского спроса.
Рост деловой активности в секторе МСБ способствовал увеличению его вклада в ВВП страны. По итогам января-сентября 2024 года доля МСБ в ВВП составила 39,3%, что выше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (36,5%).
В структуре выпуска продукции и услуг субъектов МСБ основная доля приходится на малые предприятия — 64,7%. Средние предприятия обеспечивают 16,9% выпуска, индивидуальные предприниматели — 15,1%, а крестьянские и фермерские хозяйства — лишь 3,3%.
Согласно данным БНС, в 2024 году в секторе МСБ зафиксировано улучшение большинства ключевых показателей. Объем выпуска продукции и услуг увеличился на 11,5% в годовом выражении, количество действующих предприятий выросло на 3,5% г/г, а численность занятых — на 0,6% г/г. В совокупности сектор МСБ обеспечивает занятость 4,4 млн человек, что составляет 45,8% от общей численности экономически активного населения страны. Это подчеркивает не только экономическое, но и социальное значение МСБ как опоры занятости и устойчивости на рынке труда.
Наибольшая концентрация занятости в МСБ отмечается в городах Алматы (22,0% от всей численности занятых в МСБ), Астана (11,9%) и Туркестанской области (6,7%). При этом Туркестанская область характеризуется одновременно высокой долей бедного населения (8,5% по итогам 2024 года) и высоким уровнем безработицы (9,2%), что указывает на необходимость усиления поддержки МСБ в социально-уязвимых регионах.
На фоне общего экономического роста наблюдается и расширение предпринимательской активности. По состоянию на конец 2024 года общее количество действующих субъектов МСБ увеличилось на 3,5% г/г, однако темпы роста замедлились по сравнению с предыдущими годами (10,1% г/г в 2023 году и в среднем 18,6% в период 2021–2023 гг.). Потенциальным фактором замедления стал выход из действия моратория на проверки субъектов МСБ, который истек 1 января 2024 года. Также зафиксировано незначительное снижение доли действующих предприятий от общего числа зарегистрированных.
Индекс деловой активности: расчет и интерпретация
По итогам опроса 1 093 респондентов (из них 957— представители малого и среднего бизнеса (МСБ), 136— крупного бизнеса) совокупный Индекс деловой активности (ИДА) составил +59,1. Это отражает умеренно позитивное восприятие текущей экономической ситуации.
Ключевые бизнес-показатели (выручка, количество клиентов/заказов, деловая активность и численность работников) продемонстрировали преимущественно положительную динамику, особенно по выручке и заказам. Однако сдержанность в оценках у части респондентов может указывать на сохраняющиеся риски — как внешние (нестабильность рынков), так и внутренние (нестабильный спрос, налоговая нагрузка, кадровые проблемы).
| Показатель | Крупный бизнес | МСБ |
| Выручка | 78,0 | 55,7 |
| Кол-во заказов / клиентов | 75,1 | 54,7 |
| Деловая активность | 58,0 | 64,7 |
| Количество работников | 55,9 | 56,8 |
| Среднее | 66,8 | 58,0 |
Расчет общего ИДА
Для получения итогового значения был рассчитан взвешенный средний индекс с учётом доли крупных и малых/средних компаний:
Общий ИДА= (58,0*957 + 66,8*136)/ (957 + 136) = 59,1
Выводы:
• Крупный бизнес демонстрирует более высокий индекс по выручке и заказам, что может говорить о более устойчивом восстановлении спроса в крупных сегментах.
• МСБ, в свою очередь, выше оценивает общую деловую активность, что может отражать локальные адаптационные стратегии и рост гибкости в условиях неопределенности.
• В целом бизнес оценивает ситуацию как стабильно положительную, но без сильного оптимизма — в ответах преобладает осторожность и ожидание внешнеэкономической стабилизации.
Анализ ИДА по отраслям экономики
Высокий уровень деловой активности зафиксирован в секторе водоснабжения и утилизации отходов, где индекс составил 75,6. Значения индикаторов по выручке и объему заказов остаются максимальными среди отраслей, что отражает рост спроса и активное расширение деятельности предприятий.
Стабильная положительная динамика наблюдается в обеспечении электроэнергией, газом и паром — индекс составил 69,4. Отрасль демонстрирует устойчивые показатели по занятости, объему заказов и деловой активности.
В обрабатывающей промышленности индекс достиг 66,1, что отражает сбалансированный рост по всем компонентам: выручке, численности работников и заказам. Отрасль сохраняет лидирующие позиции среди производственного сектора.
Сектор предоставления услуг по проживанию и питанию характеризуется уверенной деловой активностью с индексом 61,8, чему способствует оживление потребительского спроса и восстановление занятости.
Сельское, лесное и рыбное хозяйство демонстрирует индекс 60,2, поддерживаемый высоким уровнем деловой активности и численности занятых. Однако темпы роста выручки и заказов остаются умеренными. В строительстве индекс деловой активности составил 58,8. Отрасль сохраняет средние значения по основным компонентам, при этом спрос со стороны заказчиков остается устойчивым.
В горнодобывающей промышленности индекс составил 59,9. Несмотря на хорошие показатели по выручке, отмечаются более сдержанные значения по занятости и заказам.
Относительно низкие значения индекса деловой активности зафиксированы в торговле (57,7) и транспортно-логистическом секторе (57,7). Оба направления демонстрируют умеренные показатели по выручке и деловой активности, при этом в торговле отмечается наименьший уровень занятости среди всех отраслей.
Таблица 2. Индекс деловой активности по отраслям экономики
Наименование отрасли | П1 | П2 | П3 | П4 | ИДА |
Водоснабжение; водоотведение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 53,2 | 67,8 | 64,5 | 55,2 | 60,2 |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров | 55,8 | 63,0 | 58,1 | 54,0 | 57,7 |
Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом | 64,0 | 64,5 | 47,0 | 55,5 | 57,7 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов | 58,3 | 69,3 | 59,4 | 60,2 | 61,8 |
Обрабатывающая промышленность | 55,0 | 64,1 | 59,0 | 57,3 | 58,8 |
Предоставление услуг по проживанию и питанию | 60,7 | 76,4 | 63,3 | 64,1 | 66,1 |
Транспорт и складирование | 84,1 | 79,8 | 58,5 | 79,8 | 75,6 |
Строительство | 67,5 | 63,4 | 56,0 | 53,0 | 60,0 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство | 67,5 | 77,3 | 71,4 | 61,6 | 69,4 |
П1– выручка
П2– деловая активность
П3– количество работников
П4– количество заказов / клиентов
Анализ ИДА в разрезе регионов
В ряде регионов зафиксированы высокие значения Индекса деловой активности, отражающие устойчивый рост предпринимательской активности. Лидирующие позиции занимают Туркестанская (77,3), Атырауская (74,2) и Акмолинская области (63,5), а также города Астана (63,7) и Шымкент (64,4). Эти регионы характеризуются сбалансированным развитием как малого и среднего бизнеса (МСБ), так и крупного бизнеса, при этом наблюдаются высокие значения по всем ключевым компонентам индекса: выручке, занятости и количеству заказов.
Умеренный уровень деловой активности отмечается в большинстве регионов, включая Алматинскую (60,1), Карагандинскую (59,8), Костанайскую (59,0), Павлодарскую (61,3), Мангистаускую (61,6) и Актюбинскую области (61,3). В этих регионах предпринимательская активность сохраняется на стабильном уровне с умеренными колебаниями между секторами.
Низкие значения индекса зарегистрированы в Восточно-Казахстанской (49,5), Западно-Казахстанской (50,4) и Северо-Казахстанской (54,7) областях, а также в городе Алматы (51,1), где показатели по МСБ особенно низкие. Это может свидетельствовать о сохраняющихся барьерах для развития малого бизнеса и сдержанном потребительском спросе.
Отдельные города и области, такие как Байконур (58,7), Балхаш (60,1), Жетысуская (58,7), Кызылординская (55,0) и Улытауская (58,5) области, не имеют полных данных по крупному бизнесу, однако уровень деловой активности на базе МСБ указывает на удовлетворительные условия для ведения бизнеса.
В целом по стране отмечается положительная динамика в ряде регионов с доминирующим вкладом малого и среднего предпринимательства, что подчеркивает его ключевую роль в поддержании деловой активности на региональном уровне.
Индекс занятости: текущая ситуация и ожидания
Индекс занятости отражает восприятие бизнесом текущей численности работников и ожидания по ее изменению в ближайшей перспективе.
Текущие значения показывают сдержанную, но положительную динамику:
• МСБ оценивает уровень занятости на уровне 56,8;
• Крупный бизнес— 55,9.
Это говорит о том, что существенного сокращения персонала не происходит, а в некоторых случаях — фиксируется рост численности. Однако значения близки к нейтральной зоне, что может указывать на осторожное поведение бизнеса в части найма.
В то же время ожидания по занятости демонстрируют значительно более высокий оптимизм:
• МСБ: индекс ожиданий по численности работников составляет 70,3;
• Крупный бизнес — 59,1.
Выводы:
• МСБ проявляет наибольшую уверенность в росте занятости в ближайшей перспективе, вероятно, в связи с улучшением спроса и
гибкостью в адаптации к рыночным условиям.
• Крупный бизнес также ожидает рост, но более умеренными темпами, возможно, из-за долгосрочных стратегий или осторожности в условиях нестабильных макроэкономических факторов.
• В целом настроения бизнеса в отношении занятости — позитивные, что может сигнализировать о начале нового этапа восстановления и потенциального роста на рынке труда.
Общая бизнес-оценка
Для оценки восприятия текущего экономического состояния со стороны бизнеса был сформирован Индекс общей бизнес-оценки (ИОБО), рассчитанный на основе ответов предприятий о текущей ситуации в их секторе. Респондентам предлагалось оценить состояние как «хорошее», «удовлетворительное» или «плохое».
Таблица 3. Общий индекс деловой активности: МСБ и крупный бизнес
| Группа бизнеса | Индекс общей бизнес-оценки |
| Крупный бизнес | 50,3 |
| Малый и средний бизнес (МСБ) | 52,8 |
| Совокупный индекс | 52,5 |
• МСБ оценивает ситуацию несколько оптимистичнее, чем крупный бизнес (52,8 против 50,3).
• Наиболее позитивные оценки среди всех секторов дало направление предоставления услуг по проживанию и питанию и горнодобывающая промышленность.
• Наиболее критичная оценка зафиксирована в секторе водоснабжения и утилизации отходов, особенно со стороны крупного бизнеса.
• Отраслевые различия существенны, что подчёркивает необходимость секторально-ориентированных мер поддержки.
Оценка факторов, влияющих на финансовые результаты бизнеса
Таблица 4. Факторный анализ
| Средний взвешенный балл | Ф1 | Ф2 | Ф3 | Ф4 | Ф5 | Ф6 |
| МСБ | 3,96 | 3,77 | 3,84 | 3,68 | 3,54 | 4,01 |
| КБ | 4,21 | 3,87 | 4,19 | 3,58 | 3,83 | 4,14 |
| Среднее | 4,08 | 3,82 | 4,01 | 3,62 | 3,69 | 4,07 |
Ф1– рынки сбыта
Ф2– финансирование
Ф3– кадры
Ф4– государственная поддержка
Ф5– государственное регулирование
Ф6– налоговая нагрузка
По результатам опроса предпринимателей наибольшее влияние на финансовые результаты оказывают доступность рынков сбыта, налоговая нагрузка и кадровые ресурсы. Средний взвешенный балл по этим факторам среди всех респондентов составил 4,08, 4,07 и 4,01, соответственно, что указывает на их приоритетное значение для участников рынка.
Для малого и среднего бизнеса (МСБ) наибольшее значение имеют налоговая нагрузка (4,01), рынки сбыта (3,96) и кадровый потенциал (3,84). Это отражает чувствительность сектора МСБ к административной и налоговой среде, а также к наличию квалифицированной рабочей силы.
Крупный бизнес, в свою очередь, в наибольшей степени акцентирует внимание на рынках сбыта (4,21), кадровом обеспечении (4,19) и налоговой нагрузке (4,14). Эти оценки свидетельствуют о высокой зависимости крупных предприятий от масштабов и устойчивости рыночного спроса, а также от уровня профессиональных компетенций персонала.
Государственная поддержка и регулирование оцениваются ниже по сравнению с другими факторами, особенно в сегменте МСБ, где влияние этих аспектов воспринимается как менее значительное (3,68 и 3,54 соответственно). Для крупного бизнеса значение регулирования несколько выше (3,83), что может быть связано с более активным взаимодействием с государственными институтами.
Таким образом, для повышения финансовой устойчивости бизнеса ключевыми направлениями остаются расширение рынков сбыта, снижение налоговой нагрузки и развитие человеческого капитала.
Рейтинг проблем, обозначенных крупным бизнесом
Крупный бизнес в Казахстане в наибольшей степени обеспокоен макроэкономической нестабильностью и фискальной нагрузкой:
• Нестабильность валютного курса занимает первое место среди проблем (17,6%), отражая высокую чувствительность бизнеса к колебаниям внешнеэкономической среды.
• Высокая налоговая нагрузка (14,6%) стоит на втором месте, указывая на растущее давление на прибыль компаний.
• На третьем месте — инфляция и рост себестоимости (9,0%), что подчеркивает значимость ценовых факторов и цепочек издержек.
Также сохраняются регуляторные и финансовые барьеры:
• 7,3% респондентов указали на административные/регуляторные препятствия;
• 7,1%— на недоступность финансирования;
• 6,5%— на кассовые разрывы и задолженность клиентов.
Наряду с этим, структурные вызовы в экономике продолжают оказывать давление на бизнес:
• 5,8% отметили снижение спроса;
• 5,5%— дефицит квалифицированных кадров;
• 4,5%— ограниченные экспортные возможности.
Недоверие к мерам господдержки отмечается незначительным числом компаний (1,5%), что также может свидетельствовать о необходимости повышения эффективности коммуникации и прозрачности таких программ.
Рейтинг проблем, обозначенных МСБ
Для МСБ наиболее критичными остаются ценовые и фискальные риски, отражающие высокую чувствительность сектора к издержкам и налоговому давлению:
• На первом месте — высокая инфляция и рост себестоимости (23%), что указывает на ключевую уязвимость малого бизнеса к росту цен на сырье, услуги и аренду.
• Высокая налоговая нагрузка (18%)— вторая по значимости проблема, которая может подчеркивать избыточные налоговые обязательства малого бизнеса.
• Нестабильность курса занимает третье место (14%), особенно актуальна для предприятий, работающих с импортом.
Финансовые и институциональные барьеры также являются значимыми:
• 8% респондентов отметили недоступность финансирования и кассовые разрывы/задолженность клиентов;
• 6%— административные и регуляторные барьеры.
Спрос и трудовые ресурсы остаются структурными вызовами:
• 7% указали на снижение спроса на продукцию и услуги;
• 7%— на ограниченный доступ к квалифицированным кадрам.
Меньшая, но не пренебрежимая доля (4%) выразила недоверие к господдержке.
Бизнес в целом указывает на необходимость снижения издержек и упрощения условий ведения деятельности. При этом приоритеты крупного и малого бизнеса во многом схожи, однако есть и отличия в акцентах.
Общие приоритеты
• Снижение налоговой нагрузки — одна из главных реформ, ожидаемых обеими группами (18% МСБ, 17% крупный бизнес).
• Снижение ставок кредитования — также входит в топ-3 у обеих групп (17% МСБ, 20% крупный бизнес).
• Снижение и стабилизация инфляции — важный запрос и от крупного (18%), и от малого бизнеса (15%).
Специфические приоритеты крупного бизнеса
• Оптимизация регуляторной базы — на 4-м месте (10%), в то время как у МСБ — 11%, но ниже в приоритете.
• Повышение эффективности бюджетных расходов и изменение тарифной политики (по 5%) чаще упоминаются крупным бизнесом.
• Полная цифровизация взаимодействия с государством (4%) и прозрачность закупок (3%) также выделяются крупными компаниями.
Специфические приоритеты МСБ
• Увеличение объема господдержки — более значимый запрос среди МСБ (12% против 8% у крупного).
• Доступ к земельным участкам и цифровизация налогового администрирования также получают немного больше внимания у МСБ.
В целом крупный бизнес чаще поднимает вопросы макроэкономического характера и тарифной политики, тогда как МСБ больше заинтересован в господдержке, упрощении административных процедур и доступе к ресурсам.
Основные риски:
• Сохраняющаяся внешнеэкономическая неопределенность и волатильность спроса могут сдерживать инвестиционную активность.
• Высокие ставки кредитования и нестабильная инфляция остаются ключевыми барьерами, особенно для МСБ.
• В отдельных секторах сохраняются негативные оценки текущего состояния (водоснабжение, строительство), что требует внимания со стороны регуляторов.
Возможности:
• Позитивные ожидания по занятости, особенно у МСБ, создают потенциал для роста занятости и увеличения деловой активности.
• Высокие оценки в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности могут служить опорными точками для структурного роста.
• Возрастающий интерес бизнеса к цифровизации и сокращению регуляторных барьеров открывает окно для быстрых институциональных реформ.
Приложение 1
Методика расчета индексов
В рамках отчета все индексы приводятся к шкале от 0 до 100, где:
• 0 означает наихудшее возможное значение;
• 50— нейтральную позицию (стабильность или средний уровень);
• 100— наилучшее значение (рост, высокая значимость или доступность).
Расчет индексов
Для расчёта Индекса деловой активности (ИДА) используются четыре базовых показателя: объём выручки, количество клиентов/новых заказов, общая деловая активность, численность работников.
Каждому ответу присваивался числовой балл:
• «Увеличение» — +1
• «Без изменений» — 0
• «Снижение» — –1
По каждому показателю рассчитывался индекс (баланс ответов) как разность между долей положительных и отрицательных ответов, выраженная в процентных пунктах.
Формула: I = ((N_рост – N_снижение) / N_общ) × 50 + 50
Совокупный индекс деловой активности (ИДА)
Совокупный ИДА рассчитывался как среднее арифметическое по четырём бизнес-показателям. Для обеспечения корректности сравнений и устранения перекосов в выборке были применены корректирующие веса по отраслям, основанные на соответствии фактического количества анкет целевым квотам. Это позволило сбалансировать вклад каждой отрасли в итоговый результат.
Отраслевые индексы объединяются в общий ИДА как среднее арифметическое четырёх показателей. Для агрегирования сегментов «крупный бизнес» (КБ) и «МСБ» применяется взвешенный средний по числу респондентов.
Формула: Общий_ИДА= (ИДА_КБ × N_КБ + ИДА_МСБ × N_МСБ) / N_общ
Приложение 2
Результаты опроса
Профиль респондентов
На первом месте среди регионов по количеству респондентов – г. Алматы (164), на втором – г. Астана (108) и на третьем – Мангистауская область (55).
Таблица 1. Региональный срез респондентов
| Наименование региона | Количество |
| г. Алматы | 164 |
| г. Астана | 108 |
| Мангистауская область | 55 |
| Северо-Казахстанская область | 51 |
| Акмолинская область | 50 |
| Восточно-Казахстанская область | 49 |
| Атырауская область | 45 |
| Актюбинская область | 42 |
| Карагандинская область | 42 |
| Костанайская область | 39 |
| Туркестанская область | 38 |
| Алматинская область | 36 |
| Абайская область | 35 |
| Кызылординская область | 35 |
| г. Шымкент | 33 |
| Жетысуская область | 33 |
| Жамбылская область | 31 |
| Павлодарская область | 31 |
| г. Экибастуз | 30 |
| Западно-Казахстанская область | 29 |
| г. Жанаозен | 27 |
| г. Байконур | 26 |
| Улытауская область | 22 |
| г. Балхаш | 21 |
| г. Темиртау | 21 |
Большинство респондентов представляют:
• Оптовую и розничную торговлю – 261 компания;
• Строительство – 183 компании;
• Обрабатывающую промышленность – 157 компаний.
Таблица 2. Отраслевой срез респондентов
| Наименование отрасли | Количество |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов | 261 |
| Строительство | 183 |
| Обрабатывающая промышленность | 157 |
| Транспорт и складирование | 138 |
| Предоставление услуг по проживанию и питанию | 98 |
| Сельское, лесное и рыбное хозяйство | 91 |
| Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров | 57 |
Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом | 48 |
Водоснабжение; водоотведение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 43 |