Объем произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) за 2024 год (по уточненным данным)
составил Т136,7 трлн, из которых около 16,7% относится к ненаблюдаемой экономике и которая
уже долгое время снижает свою долю. Однако в структуре данного показателя присутствует
«незаконная экономика», доля которой в 2024 году увеличилась. Государство борется с данной
проблемой, но в социально значимых отраслях она остается довольно значительной. Особую
обеспокоенность вызывает здравоохранение, показавшее двухкратное увеличение доли
ненаблюдаемой экономики в ВВП с 2017 года.
По методике БНС, ненаблюдаемая экономика (ННЭ) – виды производственной деятельности,
неохваченные при сборе информации из основных источников, используемых для составления
национальных счетов¹. Она состоит из незаконной экономики² и прочей ненаблюдаемой части.
Также существует второй показатель – теневая экономика, описывающий деятельность, при которой
производители предпочитают не декларировать часть или весь их доход в целях уклонения от
уплаты налогов, а также нарушают трудовое законодательство или иммиграционный порядок,
осуществляя неучтенный наем труда или принимают решение функционировать без официального
разрешения для избежания длительных и дорогостоящих бюрократических процедур. Стоит
обратить внимание, что в данной статье мы фокусируемся на ненаблюдаемой экономике.
¹ Об утверждении Методики оценки ненаблюдаемой экономики. Доступно: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1900019215
² Незаконная экономика - производство товаров и оказание услуг, продажа, распространение и владение которыми запрещено действующим законодательством Республики Казахстан
В 2024 году доля ненаблюдаемой экономики составила 16,71% от ВВП, сократившись на 0,87 п.п. в
сравнении с предыдущим годом (Рис. 1). Доля незаконной экономики в ее структуре, наоборот,
увеличилась с 1,12% в 2023 году до 1,18% в 2024 году, прервав четырехлетнее снижение.
Большая часть ненаблюдаемой экономики находится в производстве товаров (69%), тогда как в
производстве услуг она составляет 31%. Основными секторами, занимающими значительную часть
ненаблюдаемой экономики в 2024 году, были торговля (2,97% от ВВП), строительство (2,07%),
здравоохранение (2%) и сельское хозяйство (1,73%). Тем временем, по данным БНС, незаконная
экономика представлена в четырех секторах: сельском хозяйстве (0,13% от ВВП), обрабатывающей
промышленности (0,35%), торговле (0,26%) и предоставлении прочих видов услуг (0,44%). Из всех
отраслей лучшие результаты по снижению доли ненаблюдаемой экономики с 2017 года показали
финансовая и страховая деятельность, транспорт, торговля, горнодобывающая промышленность,
электро- и водоснабжение и ПНТД³, которые продемонстрировали более чем двухкратное
сокращение своей доли. Однако стоит обратить внимание на здравоохранение, чья доля
ненаблюдаемой экономики в ВВП увеличилась вдвое и составила 2% от ВВП в 2024 году. Тем
временем, другая социально значимая отрасль (образование) не показала никаких существенных
улучшений с 2017 года (Рис. 2).
³ Профессиональная, научная и техническая деятельность
Наибольшие доли ненаблюдаемой экономики в ВВП наблюдались в Алматы (3,92%), Астане (2,07%)
и Карагандинской области (1,05%), наименьшие – в области Ұлытау (0,16%), Северо-Казахстанской
области (0,30%) и области Абай (0,37%). Это связано с обширной внутренней торговлей в двух
крупных городах, а также масштабным строительством в них (Рис. 3).
В целом Казахстан демонстрирует улучшение ситуации с ненаблюдаемой экономикой. В нашей
стране создан «Комплексный план мероприятий по противодействию теневой экономике на 2023-
2025 годы»⁴, где составлены меры по снижению доли теневой экономики, которые косвенно
улучшают ситуацию и с ненаблюдаемой экономикой. Также в данном плане акцент делается на 6
направлений, не учитывая социально значимые отрасли. Для улучшения ситуации мы считаем,
правительству необходимо продолжать улучшать надзор в здравоохранении и образовании, так как
они являются значимыми для всего населения, а также акцентировать внимание на торговлю и
строительство, внедряя новые технологии мониторинга и борьбы с теневым бизнесом.
Для эффективного снижения уровня ненаблюдаемой и теневой экономики в Казахстане необходимо
реализовать комплексную стратегию, включающую цифровизацию, усиление контроля и
применение современных технологий. Первым ключевым инструментом для борьбы с подобной
деятельностью должно было стать всеобщее декларирование, заключающий этап которого был
отменен. На наш взгляд, данное решение может иметь спорные последствия. Если часть граждан
страны декларирует свои доходы и имущество в обязательном порядке, а другая – нет, то это
создает арбитраж и стимулы для ухода в «тень», однако борьба с теневой и ненаблюдаемой
экономикой как раз и является ключевой задачей реформы по всеобщему декларированию.
Вторым ключевым направлением должна стать тотальная цифровизация услуг и торговых операций
(безналичные платежи), в частности — продолжение масштабного внедрения банковского
эквайринга. Это позволит значительно повысить прозрачность денежных потоков, особенно в малом
и среднем бизнесе. Также мы поддерживаем ускоренное внедрение цифрового тенге, особенно в
сфере государственных закупок, где высок риск коррупции и непрозрачных операций.
⁴ Об утверждении Комплексного плана мероприятий по противодействию теневой экономике на 2023-2025 годы и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан. Доступно: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000589